Моя стратегия и тактика езды на велосипеде по городу и загородному шоссе

Полезные советы для начинающих велосипедистов
Рекомендовано участникам Вуглускриады, велосипедистам, для которых велосипед - повседневное транспортное средство, тем, кто первый раз выезжает на проезжую часть, всем, кто хочет чувствовать себя уверенными на дороге.

Введение

За городом, а точнее, в провинции до сих пор велосипедисты - уважаемые участники движения. В мелких городах, таких как Клин, Александров, Сергиев Посад, Боровск и др. на улицах велосипдистов порой бывает больше, чем машин, и все они совершенно разные: от школьника до пенсионера. Кто к друзьям, кто в магазин, а кто и на работу. По этой причине в таких городах скоростной режим на улицах не превышает 40 км/ч - скорость, соизмеримая со скоростью велосипеда или самодельного мотоцикла или мопеда. Стоило мне приехать в Москву и, уже с неплохим опытом езды по проезжей части выкатить велосипед на улицу, как все изменилось. Многие водители не сичтают велосипед транспортным средством и не соизволят пропустить его, даже если по правилам дорожного движения они обязаны это сделать. Многие обгоняют велосипед слева, чтобы в метре перед ним резко свернуть направо, выезжая с развязки, многие автомобилисты также, вместо того, чтобы на пару секунд притормозить, вылетают на полном ходу, так, что едва успеваешь увернуться, и выжимают его в левый ряд. Я не говорю о тех, кто считает, что ПДД на них не распространяется и красный свет горит не для них. Фактически, и велосипедисты, м пешеход, и неопытные водители оказываются на дороге совершенно бесправными существами, которые периодически становятся жертвами ДТП или просто, испугавшись один раз, предпочитают больше на дорогу не высовываться. Подобным происшествиям посвящена отдельная глава. От ДТП никто не застрахован, но умение ездить поможет вам почувствовать себя на дороге увереннее и снизит вероятность каких-либо ЧП.


Прежде чем выехать на дорогу

Прежде чем выкатывать на дорогу своего железного коня, убедитесь в том, что он исправен. Лишний раз проверьте тормоза, давление в шинах, цепную передачу, надежность рулевого управления. Вам нужно быть готовым к рывкам с места, резкому торможению, крутым поворотам, вплоть до крена под 45 градусов (!). Ваше самочувствие должно быть идеальным. Вы должны спокойно и уверенно давать своему организму физические нагрузки. И, самое главное, не забудьте голову. Она нужна прежде всего. Никакого спиртногони до, ни во время, никаких сигарет на ходу, никаких посторонних предметов в карманах. Прежде чем начать практиковать для себя езду по городу, внимательно прочтите правила дорожного движения для автомобилей и пешехода! Вы должны иметь четкое представление о правилах разъезда транспортных средств (ТС) на перекрестках, посреди дороги и т.п. Если вы выезжаете на проезжую часть впервые, не выезжайте на загруженную улицу, типа проспекта, в час пик. Вы больше простоите на тротуаре, боясь начать движение. Неопытным часто кажется, что обгоняющая их машина хочет вбить их в столб. Здесь ошибаться нельзя. Все ваши ошибки могут привести в плачевному исходу.

Для собственной безопасности рассчитывайте, что в случае чего водитель, сбивший вас, обматерит вас и уедет, а никто из проходящих мимо (если они будут), оказывать вам помощь не будет. Рассчитывайте также, что водитель автомобиля мнит себя крутым и на дорожные знаки и сигналы светофора ему плевать. Теперь, если ваш транспорт готов к бою, вы ознакомлены с правилами дорожного движения и чувствуете себе более менее уверенно, аккуратно выезжайте на дорогу.


Стратегия и тактика езды по городу

Поставьте велосипед на проезжую часть, убедитесь, что никто не влетит вам в зад и аккуратно начните движение. Вы - полноценный участник движения, и на вас действуют все правила дорожного движения. Не отъезжайте от правого края дальше, чем на 1 метр. Старайтесь не ездить по водосточным решеткам и люкам - в них может провалиться колесо. Избегайте езды по воде. Учтите также, что ни один водитель не останется довольным, если вы выедете на середину проезжей части, чтобы объехать яму.

Если по улице ездит общественный транспорт, будьте готовы к тому, что он при обгоне будет прижимать вас к правому краю. Перед остановкой старайтесь либо уехать далеко вперед, либо притормозить: как только он остановится, у вас перед носом во мгновение ока появится толпа пассажиров. Ни в коем случае не объезжайте транспорт справа. Если вы не очень уверены в себе, остановитесь и подождите пока он уедет. Если же ваша скорость примерно равна его скорости, лучше обгоните его слева. Помните, что во время обгона он может тронуться. В этом случае резко ускорьтесь и оторвитесь от него. При этом старайтесь не мешать тем, кто едет во втором ряду. Процедуру обгона совершайте быстро, пока он не тронулся и не выгнал вас во второй, а то и в третий ряд. Завершив обгон, не сбавляйте скорость. Оторвитесь от него подальше, чтобы у вас не возникли проблемы разъезда с ним на следующей остановке.

Использование троллейбуса или трамвая для обеспечения безопасности движения

Этот прием применим только тогда, когда ваша скорость равна средней скорости троллейбуса или трамвая (вряд ли кто догонит автобус, но если сможете - используйте и его). Трамвай, идущий справа от вас по отдельной проезжей части - это тоже неплохой вариант, если же трамвайные пути проходят по разделителю, у вас под носом будут периодически мелькать люди и заставлять вас останавливаться. Это уже хуже. Выберите для себя т.н. контрольный троллейбус. Подберите скорость так, чтобы на остановках вы обгоняли его без проблем, а где-нибудь в середине перегона он обгонял вас. Общественный транспорт имеет преимущество перед частным при прочих равных условиях. "Да пропустите же вы этот несчастный трамвай!" - фраза преподавателя ПДД в автошколе. Троллейбус очень инертен, он не рвет с места и не тормозит резко, его средняя скорость - 30 км/ч, а максимальная редко когда превышает 40. При проезде перекрестков, боковых съездов и прочих опасных участков, где вам могут подрезать или, не дай бог, сбить, просто подъедьте к нему поближе и, покуда он запирает дорогу поперечному потоку или желающему тронуться или припарковаться, обгоните его. И вас никто не тронет. Этот метод применим почти везде, он особенно популярен на проспектах и прочих загруженных улицах. Но этот же троллейбус может загнать вас в водосточную яму или на ненужную вам улицу, подрезая вам и заставляя сворачивать в сторону. Тогда вам стоит с ним расстаться и подыскать новый контрольный транспорт.

Если вам захотелось свернуть налево...

Поворот налево вне перекрестка (о перекрестках мы поговорим позже) - один из самых устрашающих (но не самых опасных) моментов. Если вы не уверены в том, что успеете пересечь дорогу на велосипеде, не загремев под колеса попутной или встречной машине, просто поверните налево и максимально быстро проскочите поперек дороги. Вы можете переезжать дорогу и в два приема: Сначала пересекаете попутную часть дороги, убедившись в тотм, что она пустая, доезжаете до разделителя и останавливаетесь на нем, разместив велосипед вдоль проезжей части . Можете медленно и аккуратно двигаться по разделителю до тех пор, пока не освободится встречная полоса, чтобы пересечь ее. Если же вы не рискуете или увидели злого инспектора, просто доедьте до ближайшего перехода, спештесь и перейдите дорогу как обычный пешеход. Очень хорошо пересекать дорогу между двумя перекрестками, когда потоки машин заперты с двух сторон светофорами, и участок дороги пустой. Прежде чем пересекать улицу, неважно, пешком или на велосипеде, даже если вам горит зеленый сигнал светофора, посмотрите на поток машин. Если среди тормозящих друг встретился один не сбавляющий скорость, то это скорее какой-нибудь "крутой", который намерен проехать на запрещающий сигнал светофора. Пока все машины не проедут или не остановятся, ни в коем влучае не высовывайтесь на проезжую часть! Удобно подлавливать момент для пересечения дороги на ходу, сбросив скорость и периодически поглядывая в зеркало или, если его нет, просто оборачиваясь.
Езда по тротуару возложит на вас очень большую ответственность по отношению к пешеходу. Будьте готовы выслушивать недовольство обгоняемых вами. Тут, как бы вы ни вертелись, ваша скорость будет равна скорости пешехода. И не забывайте про бордюры при пересечении тротуара с въездами во дворы. Если дорога не загружена до предела и движущиеся по ней ТС не представляют особой опасности, лучше езжайте по дороге или, на худой конец, проедьте дворами. Особенно, если вам хочется срезать угол. Пешеходные светофоры не принимайте во внимание вообще, но, если на зебре люди - обязательно пропустите их или акуратно просочитесь через толпу, никого не задев.

Пробка на дороге

Для велосипедиста пробка - это просто рай! Все, кто может устроить вам неприятноть, стоят и не могут шевельнуться. Они лишь изредка проезжают 50-100 метров со скорость 10 км/ч. Становитесь между машинами и шпарьте на полном ходу! Только не заденьте за чье-нибудь зеркало. Не пропустите момент, когда пробка рассосоется и поедет с нормальной скоростью. Вам нужно будет как можно быстрее уйти вправо. Если же машины стоят близко друг к другу, выберите тротуар, где поменьше народу, и обгоняйте машины, весело улыбаясь. Иной раз помогает объехать по параллельной улице. Так, быстрее и безопаснее будет ехать не по Ленинскому проспекту, а по улице Вавилова или Фотиевой.


Проезд перекрестков

Перекрестки - самое опасное место на дороге. Здесь в первую очередь не стоит забывать ни на минуту, что вас считают бесправным существом, которому на дороге вообще не место.

Проезд перекрестков в один прием

Если вы едете по главной дороге, а с второстепенной выезжает какой-нибудь мерседес, рассчитывайте на то, что он вас не пропустит. К сожалению, часто в таких ситуациях вы вынуждены прибегать к резкому торможению, чтобы не влететь в машину и не оказаться после этого еще и виноватым перед нарушителем ПДД . Резкое торможение на современных велосипедах чревато такими последствиями, как, например, полет через руль под колеса той же самой машины . На рисунке слева показано, как можно увернуться от такого "лихача". Но довольно часто встречаются водители из старой гвардии, которые считают своим долгом пропустить велосипедиста. Наученный горьким опытом велосипедист уже не верит своим глазам и останавливается. Если вас пропускают, езжайте без промедлений, пока водитель не передумал и не поехал Здесь и далее синими линиями обозначены траектории движения автомобилей, зелеными - велосипеда, красными - недопустимые маршруты велосипеда, красный треугольник - место остановки велосипедиста, например, для ожидания нужного сигнала светофора.
Этот прием используется на обычных перекрестках. Неважно, регулируемый перекресток или нерегулируемый. Подозрительный автомобиль (тот, который не намерен вас пропускать, хотя обязан), лучше объехать сзади. Так, если вам нужно проехать перекресток в прямом направлении, а справа от вас летит на полном ходу автомобиль, чтобы резко не тормозить, сверните направо, ему навстречу, и объедьте его сзади, а потом продолжайте движение в нужном вам направлении. Этот прием оправдал себя в центра Москвы, среди переулочков, где на поперечной дороге машины не идут плотным непрерывным потоком. Работает, как часы. По крайней мере, вы затратите меньше времени и сил, чем на торможение и последующий разгон. Если автомобиль выезжает на перекресток слева от вас, по правилам, он должен остановиться и пропустить вас. Если же вы чувствуете, что он не намерен это делать, сверните опять же, направо, подождите, пока он вас обгонит, развернитесь и продолжайте движение.

Повороты налево

На загруженных перекрестках вы можете разойтись с автомобилями по принципу пешехода: сначала пересеките поперечную улицу, пропустив при этом кого следует (правило помехи справа или требования дорожных знаков), затем также пересеките дорогу, с которой вы свернули. Об этом прочтите "проезд в два приема"
На рисунках справа показаны приемы проезда регулируемых перекрестков, используя принцип "Наглость - второе счастье", т.е. протисикваться между машинами. На верхнем рисунке изображен перекресток ул. Куусинена и Хорошевского шоссе (у ст. м. Полежаевская). Постарайтесь подъехать к перекрестку тогда, когда попутному потоку горит красный свет. Посмотрите, сколько рядов занимают желающие повернуть направо. Встаньте так, чтобы все желающие повернуть направо оказались справа от вас, а желающие поехать прямо и налево (чьи траектории не пересекаются с вашей) - слева. Как только загорится зеленый свет, а лучше чуть пораньше, когда запрется поперечный поток, на всех газах рваните с места на перекресток и как можно быстрее покиньте его. Если вы чувствуете, что не сможете быстро среагировать на показания светофора, сойдите с дороги и простойте одну сессию (полный цикл смены сигналов), запомните, какой сигнал за каким идет, чтобы в дальнейшем среагировать вовремя.
На более сложных перекрестках, например, на перекрестке Университетского проспекта и проспекта Вернадского, для того, чтобы повернуть налево, вам нужно приехать на перекресток тогда, когда попутный поток стоит, встать впереди всех машин в левом ряду, и, как только перекресток освободится и сейчас поедут машины, находящиеся сзади вас, рывком сверните налево и остановитесь справа у следующего светофора. Не забывайте, что здесь вы проезжаете последовательно два перекрестка! Здесь очень важно подловить нужный момент. Если не уверены, спешьтесь и пройдите перекресток по зёбре или по подземному переходу. Это, по крайней мере, безопаснее. И еще: Если справа от вас горит пешеходный зеленый сигнал, то проезжайте параллельно потоку пешехода. Если путь на зебру для машин закрыт, а вы движетесь параллельно зебре, безопасность вам обеспечена.

Проезд перекрестков в два приема

Далеко не всегда удается проскочить перекресток за один прием, одним рывком с места. Тогда вам следует делать промежуточную остановку. Сначала, встав так, что машины, поворачивающие направо были справа от вас, а остальные - слева, проедьте перекресток в прямом направлении. Доехав до середины поперечной дороги, поверните направо и развернитесь. Остановитесь перед стоящими автомобилями у правго края дороги. Теперь вы стоите справа от перекрестка лицом нвлево относительно вашего первоначального направления. Когда загорится зеленый, езжайте прямо, т.е туда, куда вы хотели поехать, повернув изначально налево
. Движение прямо и повороты направо особой опасности не представляют. Если вам горит зеленый или вы на главной дороге, вы никого не обязаны пропускать. Если же перекресток нерегулируемый, действуйте по правилу "помеха справа" : проезжая перекресток в прямом направлении, пропустите автомобиль, находящийся справа от вас, или объедьте его сзади, как было описано выше. Направо поворачивайте без особых проблем, придерживаясь правого края.

Транспортные развязки

Здесь автолюбители очень любят думать, что вы стоите на месте или вас вообще здесь нет. Мы все прекрасно знаем о назначении полосы торможения и полосы разгона. Тем не менее, выезжающий с развязки автомобиль может выжать вас в левый ряд, где вы будете мешаться, и риск разбиться возрастет на несколько порядков. На развязках можно свернуть с дороги или вывернуть на нее на полном ходу, не сбавляя скорости. И вот представьте, когда вы подъезжаете к съезду (вы не хотите сворачивать), вас слева обгоняет машина и в метре от вашего носа сворачивает направо. От этой ситуации стратегического приема нет. Нужно просто уверенно, особо не задерживаясь, ломиться напрямую туда, куда вы хотите в конце концов попасть. Когда водитель увидит, что вы ему заперли дорогу, он предпочтет затормозить и подождать, когда вы проедете, нежели сбивать вас. Если вас выжали на середину проезжей части, притормозите и тутже, следом за машиной "врага" становитесь в правый ряд. Никого больше не пропускайте - поток продолжится, и вы так и останетесь среди дороги. Иногда помогает в открытое окно высказать водителю, что вы о нем думаете. Многие сразу понимают, что вас лучше пропустить. Так, однажды, на улице Куусинена, что между ст. м. Сокол и Полежаевская, чтобы увернуться от вылетевшего из подворотни мерседеса, я накренился так, что мог рукой достать до земли. При этом меня выбросило на встречную полосу. Особую опасность представляют развязки, обитые щитами. Пример - МКАД и третье транспортное кольцо. Там, где вам не видно, что творится в 200 метрах от вас, ни в коем случае не принимайте опрометчивых решений. Лучше постойте и подождите. Я так однажды простоял у перекрестка третьего транспортного и Кутузовского проспекта 10 минут на слиянии съезда и кольца. Здесь надо развивать себе чутье на машины, которые хотят вылететь из-за поворота. Если уж совсем критично, попробуйте разойтись так, как на обычном перекрестке.

Предупреждаем: в 2007 году на всех съездах на Третье Транспортное кольцо висят знаки "Дорога для автомобилей". Эти знаки запрещают движение по ТТК на велосипедах, и в любом случае, проехав на этот знак, вы являетесь нарушителем ПДД, вы будете виноваты в любом ДТП, связанном с вами, а также инспектор ГИБДД имеет право вас оштрафовать и удалить с ТТК, а в отдельных случаях (оспаривание штрафа, отсутствие денег и т.п.) - отобрать велосипед.

Где можно проигнорировать светофор

Строго говоря, нигде. Не уподобляйтесь идиотам. Горит красный свет - остановитесь. Спокойнее будет. Но если у вас на багажнике тяжелый груз или вы сильно устали, то вы явно предпочтете не тормозить - на разгон и, тем более, на рывок у вас может просто не хватить сил. И, тогда, подъезжая к совершенно пустому перекрестку, вы предпочтете проехать на красный свет. Ни в коем случае не работайте по принципу "авось проскочу!" Вот несколько примеров, когда проезд на красный свет не принесет вам плачевного исхода.
1. Т-образный перекресток. Поворота направо нет. Все автомобили слева от вас. Здесь чисто физически некому вас сбить. Тем более, что попутные машины стоят. Езжайте и не думайте об опасности. Только не забудьте пропустить пешеход.
2. Пешеходный светофор. Если вы уверены, что проедете между пешеходами, сбавьте скорость и медленно и аккуратно, никому не мешая, просочитесь между людьми. Если вас обгоняет "идиот", который хочет проехать на красный свет, вы можете проехать, пока он запирает дорогу пешеходу.
3. На пустой дороге, где видимость позволяет вам сказать, что в течение определенного времени в окрестностях перекрестка никто не появится. Тогда проедьте перекресток, считая, что перед вами знак "Уступите дорогу". Здесь за "определенное" время примите время, вчетверо большее, чем нужное вам для проезда этого перекрестка.
Запомните, что "проигнорировать светофор" - это не значит переть без разбору на перекресток. Очень часто приходится останавливаться на зеленый свет, чтобы, например, пропустить "идиота".
4. На перекрестке справа от вас выворачивает машина. За ней никого нет. Вам горит красный. Объедьте эту машину сзади и продолжите движение, не дожидаясь зеленого сигнала.
Вот, пожалуй, и все. Больше нигде игнорировать светофор нельзя. Несмотря на то, что моя тактика допускает проезжать на запрещающий сигнал, риск здесь очень высок. На дороге не обеспечена ваша безопасность. И если с вами что-то случится, вы сами будете во всем виноваты. Эти примеры позволят вам не суетиться на дороге, если вы не заметили светофор или заметили его, когда уже оказались на перекрестке. Так что поездите первые два-три года строго по правилам, не позволяйте себе подобных допущений. Перекресток - это то место, где вам стоило бы как можно меньше времени находиться, т.е. как можно быстрее его проезжать.

Мосты и тоннели

На мостах и тоннелях для автомобилей запрещены какие-либо маневры. Никаких перестроений. Если рядом с вами в начале моста или тоннеля оказался автомобиль, значит, он будет маячить перед вами до конца. Он будет прижимать вас к правому краю, так, что вы будете цеплять педалью за бордюр. Не позволяйте ему так над собой издеваться. Велосипедист, будучи зажатым между высоким бордюром и автомобилем, может остаться без ног: или влететь под колеса, или споткнуться о бордюр. Подобная ситуация в первую очередь касается троллейбусов и автобусов, а также грузовиков, когда скорость потока соизмерима с вашей. Езжайте на расстоянии 50-70 см от правого края, чтобы все водосточные решетки были справа от вас. Если дорога не очень загружена, то правый ряд будет почти пустым. Тоннель - место повышенной загазованности, поэтому старайтесь там не останавливаться. Мы все прекрасно знаем те случаи, когда во время пробки в тоннеле водители не глушили моторы, и люди умирали от удушья. В тоннели третьего транспортного кольца я никому не советую стовать нос. Там вы можете застрять на полчаса, пропуская выезжающих из-за стены справа от вас. В районе мостов часто свтречаются развязки, которые уже были упомянуты выше.

ДВИЖЕНИE ПО ЗАГОРОДНОМУ ШОССЕ

Золотое правило.
Велосипедист едет по правой стороне шоссе, на расстоянии не более 1 метра от края проезжей части. Минимальная дистанция между велосипедистами - 5 м. Движение осуществляется колонной по одному или по два велосипедиста. Пешеходная колонна движется по правой обочине строго колонной по одному, при этом у нее должны быть установленные правилами дорожного движения знаки отличия: днем - в голове белый флажок, в хвосте (у замыкающего) - красный; ночью - фонари тех же цветов. Одиночный пешеход движется по левой обочине, не заходя на проезжую часть. Здесь никаких знаков не требуется.

При соблюдении Золотого правила всеми участниками движения, у вас перед носом не будут маячить спины пешехода.
Старайиесь как можно меньше ездить по федеральным трассам - там нечем дышать и очень много "идиотов". В противоречие добвалю, что пересечь границу областей можно только по ним - трассам, соединяющим областные центры. Не суйте нос на дорогу, имеющую статус автомагистрали: это запрещено правилами дорожного движения, они представляютотдельную опасность и невыгодность для велотуризма - отсутствие населенных пунктов, непрерывно летящий поток автомобилей, полное отсутствие людей. Второстепенными дорогами вы доедете ненамного дольше, но с большим удовольствием. Выезжая на загородное шоссе, помните, что правила езды по городу остаются в силе, и тактические приемы, описанные выше, придется применять и здесь. В селах, как правило, пешеход на дороге - царь и бог. Чтобы его пропустить, часто останавливаются даже автомобили. Но, к сожалению, на подмосковье это не распространяется.

Если вы все-таки влетели...

Как только с вами что-то случается и вы - не единственный человек, причастный к аварии (например, если вы столкнулись с машиной или сбили пешехода), ваш соперник тут же вспомнит, что вы - полноценный участник движения, что на вас можно возложить ответственность. Качать права и призывать к разбирательству с инспектором ГИБДД можно только в том случае, если вы действительно ездите по правилам. Тогда вам стоит придержать свидетелей и вызвать инспектора. Если сбивший вас автомобиль уехал, а свидетели разошлись (чаще всего никто не хочет тратить на подобные вещи свое время), сообщайте в ГАИ или ближайшее отделение милиции о происшествии без промедлений - отпечатки бампера машины на вас и вашей одежды и, ни дай бог, крови на машине - вещественное доказательство ДТП. Но доказать, кто был прав уже будет тяжело.
Если ДТП произошло вследствии нарушения вами ПДД, будьте рады, что какая-нибудь добродетель не сообщила о нем властям. Если начнется разбирательство - вам придется заплатить и ГАИшнику, и водителю машины, и самой машине за ремонт. ПОследнее время участились случаи силовых разбирательств на дороге - самосуда. Здесь вам помогут только навыки оперативного отражения нападения. Пока вы валаетесь на дороге в шоковом состоянии, сбивший вас водитель может спокойно вылезти из машины и, втирая вам, что вам на дороге не место, бить вас в лучшем случае ногами. Он, конечно, не уверен, что вы не запомните номер и не натравите на него братков или служащих федеральных структур. Не позволяйте водителю добивать вас. Если вы владеете приемами или у вас есть оружие, прижмите его к стене и вызовите милицию. Ему припишут еще и нападение на вас. Со мной реально был такой случай, только не на велосипеде, а на автомобиле. Обгонявший меня "идиот" довольно-таки приличного телосложения возмутился, почему я не притормозил и не предоставил ему место в своем ряду перед собой. По правилам, я не обязан это делать. Он вклинился передо мной, остановился, вышел из машины (в машине остался еще один мужик), вытащил водителя на улицу и стал его "воспитывать". Как только дело дошло до силового вмешательства со стороны "обвинителя", мне пришлось выйти из машины. Вдвоем мы положили его на землю. Второй мужик высунулся из своей машины, но мы тут же пригорзили ему смертью его водителя, если он не уберется. Ехавшая с нами девушка вызвала наряд милиции. Начались разбирательства. Свидетели, сидевшие в машине, подтвердили, что за нашим водителем никаких нарушений не было. Дело было выиграно. Конечно, разъезжая по Москве в гордом одиночестве, вряд ли вы сможете отразить нападение, особенно вооруженное, да еще если вы травмированы. Пообещайте ему все, лишь бы он свалил, а потом пишите заявление в милицию. Если вы ездите по правилам, то любой нарушитель будет привлечен к ответственности. Если же вы относитесь к делу несерьезно, то вы будете во свем виноваты. Ваша голова всегда в ответе за все ваши действия и последствия. Обдумывайте каждую ситуацию. Делайте все, чтобы избежать ДТП. Переход проезжей части в неустановленном месте не оправдает вас, когда вы собьете пешехода. Сбивший вас автомобиль не спросит, хотите ли вы от него какой-либо помощи, а если за рулем еще и трус, он примет меры, чтобы вы не сообщили о ДТП в органы. Людям, проходящим мимо до вас никакого дела нет. Вам следует рассичтывать только на свои усилия и способности. Принимайте верные решения и следуйте правилам, пока вы еще являетесь именно полноценным, а не покалеченным участником движения. Ваша безопасность в ваших руках. А принцип здесь очень простой: или учитесь ездить, или не суйтесь на дорогу.


К оглавлению
Вуглускриада
Сайт управляется системой uCoz