ЦЕНТРАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ТУРИСТОВ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

имени М. В. Ломоносова

ОТЧЕТ
о спортивном походе I категории сложности (горный)
по Катунскому хребту Центрального Алтая,
совершённом с 28 июля по 18 августа 2006 года

Руководитель группы
Дорохов Д.В.
тел.: 459-17-31
e-mail: mountainsun@yandex.ru
Маршрутная книжка № 11/3-107
Москва 2006 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения


Характеристика района

Катунский хребет – самый высокий из хребтов Алтая – протянулся на 150 км с запада на восток и ограничен с юга, запада и севера рекой Катунь, берущей свое начало с его южных склонов, и с востока – притоком Катуни Аргутом. Наиболее интересной в техническом отношении является центральная часть Катунского хребта – район п. Белуха (4506), долин рек Кучерла, Аккем, Иедыгем (на севере), верховьев Катуни и Белой Берели (на юге). В этом очень компактном районе имеется большое количество перевалов различной сложности от 1А до 3Б, красивые горные озёра, необычная растительность и богатый животный мир.

Характерной особенностью Белухинского узла Катунского хребта является то, что как сам хребет примерно на 1000 м возвышается над другими соседними хребтами Алтая, так и сам массив Белухи возвышается еще на километр над остальной частью Катунского хребта. Благодаря этому массив Белухи летом притягивает к себе тучи почти со всего Алтая, и поэтому погода здесь летом обычно довольно неприятная. При этом там обычно летом тепло, дождь может идти в принципе вплоть до высоты Белухи. Поэтому, планируя летний поход в этот район, надо обязательно запастись (кроме терпения) большим количеством полиэтилена, хорошими непромокаемыми палатками и ботинками, групповым тентом. И обязательно запланировать несколько резервных дней на случай непогоды. Зимой на Алтае погода, как правило, существенно лучше, снега на технически сложных перевалах меньше, чем летом, многие перевалы безопаснее. Но может быть весьма холодно (температура воздуха порядка -30).

В целом для Алтая для августа месяца характерна устойчивая теплая и солнечная погода. Это одна из причин того, что большинство походов проводится здесь именно в августе. Хотя, по словам местных жителей, в июне-июле погода не менее солнечная, а туристов и "матрасников" значительно меньше. В течение похода погода в основном соответствовала ожиданиям. Дневная температура держалась, как правило, в пределах 20-25 градусов, ночная - 10-15 градусов. Однако, на высоте ночью были заморозки и периодически шел град и снег. Нам в общей сложности с погодой повезло, за исключением наводнения, которое заставило нас в течение четырех дней стоять на озере Дорошколь под дождем и снегом и отказаться от прохождения пяти ледовых перевалов. Попытка подойти к леднику не увенчалась успехом из-за затопленной тропы и недостаточной видимости.


Цели похода

В 2003 году на Алтае произошло землетрясения силой около 8 баллов с эпицентром в с. Бельтир. Несмотря на большое расстояние (около 200км) от села до района похода, могли произойти изменения в районе виде осыпания скал, поваленных деревьев и как следствие непроходимость троп, описанных в отчетах более раннего времени, изменение русла рек. В связи с этим одной из целей похода было посмотреть район и описать участки маршута (состояние троп, долин, отдельных перевалов и гидрографии), которые претерпели изменения в результате землетрясения. Отдельные участки были надены, в отчете на них обращено внимание.

В 2002г. группа туристов из г. Новосибирска под руководством Н.Н. Роцкого (тк "Друза") совершила первопрохождение двух перевалов 1А кт, соединяющих долины рек Кучерла и Тегеек, и описала их в своем отчете о походе. Но перeвалы описаны кратко и недостаточно информативно, описание пер. Кучерлинский ввело группу в заблуждение. Группа поставила перед собой цель пройти и более подробно описать данные перевалы и опубликовать описания в Internet.

Наконец, маршрут, особено его начальная часть требует хорошей физподготовки, в частности выносливости. Изначально было задумано познакомить новичков по максимуму со всеми видами рельефа, в том числе со снегом и льдом, несмотря на то, что группа сформировалась в апреле, и ледовые тренировки не проводились. Группа была полностью обеспечена снежным и ледовым снаряжением. Из-за неблагоприятных погодных условий нам не удалось познакомить участников со снегом и льдом. Также Алтай - хорошо подходящий район для отработки навыков форсирования водных преград. По этой части цель достигнута по максимуму.


Транспорт Барнаул - Тюнгур

Основным путем подъезда к горному массиву Алтая является шоссе М-52 Новосибирск - Ташанта "Чуйский тракт". Оптимальный путь подъезда к Белухинскому узлу Катунского хребта с севера проходит через пос. Тюнгур Усть-Коксинского района. Добраться до поселка можно из г. Горно-Алтайска рейсовым автобусом (чаще всего это маршрутка ГАЗель), который ходит нерегулярно 1-2 раза в неделю. Из Барнаула, Бийска и Новосибирска до Горно-Алтайска ходят регулярные автобусы. Расписание регулярных автобусных рейсов можно посмотреть здесь.
Также можно заказать в местной транспортной фирме ООО "БийскАлтайТур" машину типа "ГАЗель" на 8 мест, автобус ПАЗ или легковой автомобиль на 4 пассажира, оформив заказ на сайте, или по электронной почте ivan@mail.biysk.ru, Замчалов Иван Юрьевич. Цены на транспорт меняются из года в год, в 2006 году машина Барнаул-аэропорт - вокзал - Бийск - Тюнгур обошлась нам в 12800р в каждую сторону. При предварительном заказе обратного транспорта вносится предоплата в размере половины стоимости рейса. Также можно договориться с водителями, встречающими поезда и самолеты на привокзальных площадях, это будет дешевле, но не дает гарантии, что в момент вашего прибытия вас кто-то будет ждать. Так в 2003-2004 гг. группа туристов из Новосибирска 3 дня ждала машину из Тюнгура в Бийск. Также можно созвониться/списаться с ленинградской фирмой "Ленальптурс". Примечание Группы туристов из близлежащих городов (Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Томск и др.), как правило, не берут заранее обратных билетов и могут себе позволить ждать машину несколько дней, о чем вкратце пишут в своих отчетах. (на следующий день скооперировались с группой из города ... и уехали в Бийск).

По дороге в пос. Усть-Семы можно остановиться на обед в любое время дня и ночи. Цены ниже московских. Чистое время переезда Барнаул - Тюнгур составляет 10 часов (~750км). Обратная машина была заказана заранее. Выехав из Тюнгура в 8 часов утра, мы успели забросить поездных участников на вокзал за два часа до отправления поезда и приехали в аэропорт вечером накануне вылета.

В Тюнгуре имеются туристические базы "Высотник" и "Белый кречет", где можно за 30-35р с человека поставить свои палатки, пользоваться готовыми дровами и питьевой водой, а также сходить в баню (60 р/чел). Ставить лагерь вне турбазы не рекомендуется во избежании конфликтных ситуаций с местным населением.
Из турбазы можно заказать машину вверх по Кучерле (грузовой УАЗ с кузовом) за 100 р с человека (13 км до ур. Елань), под перевал Кузуяк (та же машина) и ГАЗ-66 в долину реки Аккем, насколько позволяет дорога (Условное место "три березы", где кончается дорога и начинается конно-пешеходная тропа, 2500р.). Также можно договориться за те же деньги, чтобы машина вас встретила, но это если вы уверены, что придете.
До турбаз на Кучерлинском и Аккемском озерах можно заказать вертолет. Стоимость рейса 42000р.

Также возможен подход к Катунскому хребту с юга (д.р. Белая Берель, сан. Рахмановские ключи). Информации о рейсах Усть-Каменногорск - Урыль - Рахмановские ключи у нас нет. Можно заказать машину из Барнаула до Рахмановских ключей. Район менее хоженный, тропы здесь не размыты и не растоптаны лошадьми, места для стоянок не загажены бытовым мусором.


Транспорт Москва - Барнаул



Сайт управляется системой uCoz