Комментарии к выходам. Методички.

Оглавление

К выходу 21-22 апреля в Подольск

Выход состоится, как уже было упомянуто, 21-22 апреля, прям в д.р. Великого Вождя всех Времен и Народов. Для многих из вас это выход, где:

В связи с этим вам предлагается:

Еще нам предстоит:

Необходимое снаряжение для работы на кладке из тяжеловесных блоков известняка ребром от 250 до 1200 мм:

Меры безопасности на тренировке

Порядок выбора площадок на учебном полигоне

При выборе полигона стоит обратить внимание на особенности рельефа, меры безопасности, сообщение с лагерем, возможностью максимально рационально разместить и закрепить рабочее снаряжение. Также желательно разнообразие рабочих коридоров. Следует обратить внимание на:

Порядок подготовки станции

Сдвоенная веревка закрепляется обоими концами на деревьях, причем один из узлов должен лекго развязыватьмся под нагрузкой (например, штык). Сначала закрепляется один конец, затем прикидываются точки там, где будут провешены коридоры. Над каждым коридором должно быть по 2 точки. Допускается вязать узлы среднего на одной из веревок, строго по очереди, чтобы станция нагружалась равномерно, при этом карабины, встегиваемые в точку, должны цепляться за обе веревки (на следующей неделе будут фотографии). Затем станция по максимуму натягивается, и закрепляется второй конец. Натяжение полиспастом не требуется. По возможности сделать оттяжки в сторону от склона, чтобы станция не "гуляла". Все грузовые элементы встегиваются только в точки. В накопитель встегиваются только концы веревок и самостраховка. Карабины, в которые встегиваются перильные и страховочные элементы, должны быть замуфтованы.

Удобно (слева) и неудобно (справа) встегнутый карабин. Оба карабина цепляют за обе веревки! Максимально правильно встегнутый карабин Правильно, но неудобно встегнутый карабин Вариант точки Точка на сдвоенной веревке Неправильно встегнутые карабины

Полезности, которые следует изучить до начала работы

Введем понятие элементарной операции. За одну элементарную операцию примем завязывание/развязывание узла, вщелкивание/выщелкивание карабина (с муфтованием), перехват рук при страховке, бухтовке веревки и т.п. Тогда оптимальное решение задачи сводится к поиску пути с минимальным числом элементарных операций. Подоперация - более детальная операция, и которых состоит элементарная операция, например, открыть защелку карабина, перехватить пальцы. Элементарная операция занимает время, которое каждый участник для себя может определить, выполняя на время различные упражнения. Здесь рассмотрим некоторые комбинации из 2-5 элементарных операций, над которыми мы, как правило, не задумываемся. Элементарные операции будем нумеровать в тексте в {фигурных скобках}, подоперации - в [квадратных].
1. Порядок вщелкивания карабина в веревку
Вариант точки Возьмите широкий грушевидный карабин с резьбовой или байонетной муфтой, не автомат, на его примере проще объяснять. Попробуйте открыть защелку так, чтобы получившийся зазор был максимален, а пальцы в нем не мешались. Для этого необходимо взять карабин узкой частью к запястью, защелкой от ладони, безымянным пальцем и мизинцем зажать узкую сторону так, чтобы карабин не болтался, а большим и указательным пальцем взять защелку и притянуть ее к себе. Затем, чтобы карабин закрыть, защелку стоит отпустить. Замуфтуйте карабин большим и указательным пальцами. Отработайте это упражнение до автоматизма.

Правильный хват карабина Правильный хват карабина Встегивание в накопитель Большой палец мешает веревке Вщелкивание ударом карабина по накопителю

Бывает два исходных положения карабина:

Случай 1. Карабин в руке, веревка закреплена. Для простоты будем считать, что это натянутый накопитель. Возьмите карабин за узкую часть, как описано в начале главы, широкой частью от себя, защелкой вниз[1]. Откройте его [2] и, не переворачивая, зацепите за веревку [3]. Отпустите защелку [4]. Если вам надо встегнуть в этот карабин еще какой-либо элемент, переверните его широкой частью к себе, защелкой вверх, далее следуйте описанию случая 2.
Есть более быстрый способ вщелкивания карабина в накопитель. Он хорошо работает, когда узкая часть карабина встегнута в петлю, в которой карабин не болтается. Тогда вы берете всей рукой за петлю, двумя пальцами придерживаете карабин, опять же, широкой стороной от себя, защелкой вниз и ударяете по накопителю. Карабин изначально не должен быть замуфтован. Если у вас автомат, а накопитель хорошо натянут, вам надо чиркнуть муфтой по веревке так, чтобы муфта повернулась "куда надо", и защелка карабина открылась. Для выщелкивания карабина применяйте такую же последовательность: возьмите карабин за узкую сторону с тыльной стороны, оттяните защелку пальцами, выщелкните веревку, отпустите защелку. Лишний раз муфтовать нерабочие карабины не нужно. Итого имеем на вщелкивание карабина 4 подоперации. Среднее время выполнения - 1 секунда. Примечание: Нагруженный карабин не вщелкивается и не выщелкивается из веревки. Снятие нагрузки, как правило, сопровождается другой элементарной операцией.. Этот прием стоит применять также при вщелкивании страховки, жумара, пруссика и т.п. в грудное перекрестие.

Случай 2. Карабин закреплен, веревка в руке. Этот способ хорош, например, для вщелкивания веревки в восьмерку для дюльфера и страховки. Сначала встегните восьмерку в карабин, затем вщелкните карабин в себя или в точку, как описано в случае 1. Переверните карабин широкой стороной от себя, защелкой вверх [1]. Теперь вам остается просто положить веревку на защелку и нажать на нее сверху [2]. Если карабин держится нежестко, придерживайте его второй рукой снизу, с тыльной стороны, или за узкую часть [3]. Если вам нужно встегнуть маленькую петлю в карабин, открывайте защелку, как это описано в случае 1 [4,5], а если трудно подлезть к карабину с другой стороны - жмите большим пальцем на защелку [4,5]. Итого 5 подопераций без лишней спешки и суеты. Если вы не привели карабин в исходную позицию, описанную выше (не перевернули, встегнули не той стороной), вам будет дольше и сложнее встегивать/выстегивать веревку. Кроме того, веревку будет зажимать и клинить. Перед выстегиванием веревки из восьмерки дайте хорошую слабину - веревка цепляется за крючок, что напротив защелки карабина.

Случай 3, как правило, приводится к случаю 1, когда мы держим одной рукой веревку, а другой манипулируем с карабином.

2. Ввязывание схватывающего узла.

Схватывающий узел Если у вас есть готовый пруссик, то перед началом работы его нужно расправить, чтобы обе его ветви были натянуты и нагружались равномерно {1}. Напоминаем, что вы можете вязать пруссик на перилах, на которых работает другой участник, если вы при этом к пруссику не пристегнуты! Рассмотрим два случая:

Случай 1. Вспоминаем способ вязки схватывающего узла на пальцах. Если вы уже сдали зачет по узлам, это не должно вызывать у вас трудностей. Пусть пруссик у вас уже встегнут в грудное перекрестие - вы это можете сделать не спеша, пока ждете своей очереди на подъем. ТОгда вам остается две элементарных операции: завязать схватывающих на пальцах {1} и продеть в него перильную веревку {2}. Итого 2 элементарные операции.
Случай 2. Наиболее часто встречаемый. Если вы быстро вяжете пруссик и не путаетесь, можете взять маленький карабин и вщелкнуть его в пруссик, чтобы широкая сторона карабина была свободна. Это предварительная операция, ее сделаете в ожидании своей очереди. Затем вы вяжете схватывающий классическим способом на перилах {1} и, когда поступила команда "Перила свободны!", берете карабин, болтающийся на пруссике, и вщелкиваете его сверху в грудное перекрестие. Если вам карабин мешается, его надо заранее вщелкнуть в грудное перекрестие{1} и перевернуть широкой стороной от себя, защелкой вверх {2}. Затем аналогично связать схватывающий и вщелкнуть пруссик в карабин {3,4}. Итого 4 элементарных операции.

Правильное положение восьмерки ПРотягивание веревки через восьмерку Протягивание веревки в карабин (удобно?)
Неправильное положение восьмерки Защелка мешает Веревку заклинивает в узкой части карабина

3. Порядок перестегиваний элементов при спуске дюльфером с самостраховкой

И.п. - участник на самостраховке.

Самостоятельно проделайте порядок элементарных операций для подъема с самостраховкой на жумаре.

Примечание: Ус самостраховки всегда встегивается в первую очередь, а выстегивается - в последнюю. Тoгда точно нигде не ошибетесь! Есть примеры, когда следует проделывать 1-2 лишних элементарных операций, чтобы сэкономить время. Например, если вы выбираете веревку, и она у вас продета через страховочный карабин, быстрее будет выстегнуть ее из карадина, выбрать руками, а потом вщелкнуть обратно ближе к выбранному концу, чем протаскивать ее всю через карабин

Порядок движения по перилам с командной страховкой.
И.п. - участники наверху на самостраховке, перила готовы, смаркированная бухта веревки.
К.п. - Один участник внизу, перила свободны, страховка готова к спуску следующего участника.
В данной методике приемы, связанные непосредственно с движением по перилам, опущены. Цепочки операций, проводимые параллельно, отмечены штрихами ({1}, {1'}, {1"}). Под веревкой по умолчанию подразумевается страховочная

А вот более сложные системы
Сборка длинной петли для подъема легко пострадавшего И.п. - все участники наверху на самостраховке. Внизу пострадавший. Операция по спуску участника, диагностике пострадавшего и встегиванию в него веревок опущена. Под веревкой по умолчанию подразумевается грузовая.

Cистема подъема груза/пострадавшего "длинной петлей". Тянуть за веревку, проходящую через жумар. Все концы закреплены!

Сборку полиспаста отследите сами по фотографиям

Железо, необходимое для сборки полиспаста Подвижный блок. Карабин смотрит защелкой от блока! (специально показан открытым) Неподвижный блок. Обрaтите внимание на отсутствие перехлестов веревки

Возвращаемся к Подольску

Дабы не терять время, руководитель группы идет искать место для тренировок, а группа, под руководством ниаболее опытных участников ставит на время лагерь. Сюда входит: постановка палаток, организация кухни на газу, натяжение тента, раскатывание спальников, подготовка фонарей/лампы, все веревки достать и сложить в одном месте, всю еду - на скатерть, системы и каски надеть. На все отводится 20 минут. Руководитель приходит в лагерь, проверяет (последний раз, но максимально строго) правильность и надежность систем, пристрахованы ли каски, наличие рукавиц и т.п. Затем группа выходит на верхнюю площадку (по тропинке).

Упражнение 1. П-образка наперегонки

Группа под присмотром руководителя делает станцию (методичка), вяжут узлы, натягивают силами всех участников, крепят дополнительные оттяжки. Когда узел "штык" уже завязан, участники становятся на самостраховку, вешают перила для жумаринга и дюльфера. Точки страховки пока не трогаем. Группу делим на команды, каждой по 2 коридора, устраиваем эстафету П-образку наперегонки. Каждый проходит по разу, затем меняемся коридорами. Руководитель и инструктор, еслит такой есть, отслеживают ошибки. Упражнение занимает 1 час с разбором полетов на группу из 10-12 человек. После эстафеты участники подгоняют все оттяжки, пруссики, усы самостраховки, чтобы удобно было работать. Во время выполнения всех упражнений у руководителя должен быть аварийный жумар и веревка, на случай, если вдруг придется кого-то снимать. Количество жумаров в каждой команде строго одинаково.

Упражнение 2. Спуск/подъем с командной страховкой.

Участники становятся по 3-4 человека на коридор. У каждой команды по 2 веревки, одной из них должно хватить туда-обратно. И.п. - команда наверху на самостраховке. Команде предлагается спуститься вниз с командной страховкой, затем, не сдергивая никаких веревок, затем подняться по тому же или соседнему коридору. Руководитель обращает внимание на:

Это упражнение делается сначала неспешно, затем на время, чтобы работали все, а не один лидер. Страхующий каждый раз меняется.

Упражнение 3.Спуск с командной страховкой со сдергиванием всех веревок

И.п. - накопитель с двумя заглушенными судейскими карабинами. Вся работа на самостраховке. У каждой команды по 2 веревки, каждой хватает туда-обратно.
К.п. - все внизу, веревки сдернуты, наверху остались только судейские карабины на накопителе.
Сначала каждой команде предлагается продумать тактику и проделать упражнение самостоятельно. КВ на 3-4 человек - 15 мин. По истечении КВ все участники собираются наверху, устраивается разбор полетов. Руководитль и инструктор показывают показательное выступление на время, но без лишней суеты, по сценарию, где перильная и страховочная веревка меняются местами. Затем всем участникам предлагается сделать это упражнение по новому сценарию, где исключены две самые долгие элементарные операции - продергивание половины перильной веревки через судейский карабин и выбирание страховки. Сначала судейские карабины стоит поставить широкие, чтобы узел сквозь них проходил, затем заменить на маленькие. Упражнение делается 5-6 раз (а при необходимости и больше), 1 раз не спеша, далее на время. Можно периодически перетасовывать команды. Упражнение делается 1.5 - 2 часа.
Ц.У. Если длина перил не сильно превышает длину коридора (т.е. спустился - а узел уже под рукой), то последний не выщелкивает перила из восьмерки, а сразу развязывает узел и вытаскивает перила из 8, одновременно он или другой участник уже сдергивает перила.

Упражнение 4 - головоломка. Провешивание перил с последующим подъемом по ним.

Это упражнение делается 1-2 раза, если через полчаса стемнеет. Делается для развития тактического мышления. Первый участник поднимается свободным лазанием с судейской верхней страховкой, тащит за собой все веревки, грамотно сложенные и пристегнутые к нему другими участниками, провешивает перила и страховку, остальные жумарят с командной страховкой. У команды есть одна веревка, которой хватает втрое. Лучше, чтобы вчетверо не хватало - так интереснее. Основная задача участников - подумать и понять, какие концы/середины дать лидеру, чтобы он смог, не выбирая и не сбрасывая концы лишний раз, организовать перила и страховку. Как показала практика, очень интересное упражнение, особенно для новичков, которые только научились работать с командной страховкой. Решение будет разослано руководителям за неделю до выхода в Подольск

Упражнение 5. Подъем свободным лазанием

Здесь стоит обратить снимание на умение страховать. Нагрузка на страхующего уже не только на руки, но и на корпус. Если страхующий не уверен, что удержит на скале сорвавшегося "слоника", внизу стоит сделать станцию и пристраховаться к ней или страховать через нее. Страхующий в обоих случаях на самостраховке! Комментарии к скалолазанию отсутствуют. После подъема КАЖДЫЙ участник должен спуститься "парашютиком" - участник проходит перегиб и шагает по стене, как при дюльфере, только веревку выдает не сам, а ему выдает страхующий. Усилий со стороны спускаемого не требуется. Главное - отучиться хвататься за веревку или карабин.

Упражнение 6. Спуск легко пострадавшего

Это упражнение стоит делать после того, как все участники научатся без страха спускаться "парашютиком".

Упражнение 7. Подъем легко пострадавшего

И.п. - один участник сорвался в трещину и сломал обе руки. Необходимо его вытащить.
К.п. - все участники, в т.ч. пострадавший - на самостраховке.
Пострадавшего следует достать четырьмя способами:

Можно усложнить задачу, введя дополнительные условия:

Страховка обеспечивается пострадавшему также, как и в упражнении 6. Все концы веревок должны быть закреплены на накопителе. Жумар нельзя использовать ни вместо тянущего, ни вместо держащего схватывающего узла, им можно тянуть веревку, как рукояткой. Шант можно использовать только вместо тянущего узла. Если нет "железа" или по правилам соревнований можно использовать только пруссики, рекомендуется вязать косой схватывающий: пруссик обматывается вокруг веревки, затем продевается в петлю, что у первого витка. Для снятия достаточно вытащить конец из петли и потянуть за него (см. фото). Этот узел работает только в сторону конца, в сторону петли он едет довольно легко. При подъеме следует подавать соответствующие команды (ииииии......РАЗ!), чтобы пострадавший мог упереться ногами в рельеф и в момент подъема толкнуться ногами вверх. При преодолении перегиба все рывки за веревку должны быть исключены.

Далее дежурные идут готовить обед, остальные в это время снимают обвязки и собирают лагерь. Время сбора лагеря - 20-30 минут. Затем обед. Особые маньяки могут повязать носилки. Методика быдет описана к выходу на Рожайку :)). А теперь пора бежать на электричку!!!



К выходу на Рожайку 19-20 мая. Переправы

Проезд к месту тренировки и что можно поделать по дороге - см. методичку "спасработы". Выход состоится 19-20 мая, тк 12-13 многие участники бегут ММБ. Там будет вода, даже там, где ее не надо. И всем вам предлагается быть готовым общению с ней.

Необходимое снаряжение

Дополнительные требования к снаряжению

Ваша система должна быть отрегулирована так, чтобы вы могли спокойно работать в ней в горизонтальном положении, при этом вамс не должно переворачивать вниз головой. Каждому необходимо иметь два широких карабина, не автомата. Идеальный вариант - чтобы его зажимало в поясной петле, и он не болтался, а находился в горизонтальной плоскости. Короткий ус не должен быть слишком коротким, не короче, чем до запястья. Длинный - 1.5 - 2м. Все снаряжение пристраховано. Во время работы над водой всем вытаскивать из карманов мобильники, косметички и прочие радиопередатчики. То же самое касается и оптических приборов, за исключением имеющихся у всех природного происхождения с собирающей линзой переменного фокусного расстояния, цветной диафрагмой, нерегулируемой выдержкой и длиной скана в 1/7 секунды

Наведение навесной переправы

Это очень трудоемкая и нудная процедура, в походе ее необходимо всячески избегать. Она очень прожорливая, кушает очень много АТФ из актиновых волокон наших слабеньких и хиленьких организмов. Стоит также помнить, что у воды темлоемкость составляет 2400 Дж/кг*К. Это самая теплоемкая жидкость, ее не случайно используют для термостатирования как в проточных, так и в накопительных системах. Не забывайте, что в проточных системах природного происхождения без вмешательства антропогенного фактора температура теплоносителя обратно пропорциональна скорости его течения. С другой стороны мы с вами имеем теплоноситель примерно той же теплоемкости, но при более высокой температуре в силу замкнутости системы и химических процессов, проходящих в среде теплоносителя (далее - обмен веществ). Тем не менее, мы не обладаем идеальной адиабатической оболочкой, покрывающей все тело. Система из эпителия, дермы и эпидермиса обладает теплопроводностью в несколько Вт/кв. см. В связи с этим долгое нахождение в открыой проточной системе, термостатируемой природными жидкостями с большой теплоемкостью чревато большими потерями эксергии из наших внутренних контуров (принцип встречного теплообменника типа "градирня бытовая с потребляемой мощностью 16 кВт"). Уравнения динамика теплового баланса прилагается в руководствах по общей медицине и анатомии, а также у литературе по физике. При этом для термостатирования организим вынужден запускать резервные процессы, такие как аэробный гликолиз и расход АТФ, что через какое-то время (около 10 часов) понижает КПД организма и ослабляет иммунную систему.

Для наведения навесной переправы необходимо иметь веревку, закрепленную на обоих берегах. Введем понятия стартового и целевого берега. Группа приходит на стартовый берег и ставит задачу переправиться на целевой. При наличии людей на целевом берегу задача сводится к работе дискоболом т.е. перекидыванием веревки на другой берег. Эта задача значительно упрощается привязыванием к веревке тяжелого предмета, не участника - у последнего очень большие вес и парусность. Если людей нет, приходится пеерносить концы веревок самим. Для этого берется самый тяжелый и наименее ценный участник группы. Стоит таких набрать по числу планируемых навесных переправ. Очень будет хорошо, если они берут на себя много груза и не потребляют еды. Распишем последовательность действий для участников.

  • В распоряжении группы три веревки, сбухтованы аккуратно, на концах узлы. Если длина переправы не превышает 22м - можно 2 веревки. Тогда на середине одной должны быть завязаны "заячьи уши".
  • Участники делают на дереве точку, как можно выше, с минимальным провисом. Золотое правило: чем больше провисов в точке, чем хуже затянуты узлы, тем сильнее будет провисать готовая переправа.
  • Первому участнику в спину (в верхнюю обвязку, не в пояс!) ввязывается\ пруссик или кусок стропы так, чтобы он мог спокойно достать до его конца и встегнуть/выстегнуть карабин. Это его точка страховки на случай падения в воду. В эту оттяжку встегиваются веревки, концы которых необходимо перенести на целевой берег. Достаточно двух веревок, которые следует натянуть, но часто переправляют еще одну, веревку сопровождения. О ней немного позднее. Никаких веревок в грудь не встегивать.
  • Двое, а лучше четверо участников берут веревки и расходятся вдоль реки. Если переправляем три веревки, то один участник (или 2) берут две веревки. Получается противомаятниковая система: один страхующий выше по течению, другой - ниже. Стоящему выше рекомендуется отходить дальше от места старта. Все страхующие должны свободно передвигаться вдоль реки. Концы веревок не закреплены, на концах узлы. Первый участник пошел, частично нагружая веревки.
  • При падении участника в реку верхний страхующий тянет за веревку, совершая колоссальную работу против течения. Его задача вытянуть голову сорвавшегося из воды, чтобы он мог дышать. Верхний страхующий держит веревку, образуя маятник, а нижний притягивает к берегу. Возникают трудности, когда одна из веревок цепляется за камень, тогда приходится тянуть к берегу незацепившейся веревкой. Стоит всеми способами присекать занос за камень обеих веревок - тогда придется тянуть сорвавшегося против течения, и далеко не факт, что его удастся достать.
  • Будем надеяться, что предыдущий пункт вам исполнять не придется. По прибытии на целевой берег участник делает точку и становится на самостраховку. Только сейчас можно продолжать работу. В это время страхующие возвращаются к точке на стартовом берегу, становятся на самостраховку и закрепляют концы веревок
  • Участник на целевом берегу вяжет вокруг дерева/скального уступа веревки (отцепив их от себя!), которые следует натянуть, делая обнос или шлаг, чтобы вереки не сползали вниз по стволу. Когда он сделал обнос полностью, участники на целевом берегу выбирают веревки, если это не мешает крепить веревку на целевом берегу.
  • На целевом берегу веревка крепится любым узлом, который развязывается под нагрузкой - например, штык или рифовый. Концы веревки пристегиваются карабином к переправе. Как только первый виток штыка сделан, переправу можно начать тянуть.
  • Участники на стартовом берегу тянут переправу, сначала руками, чтобы зря не гонять полиспаст. Полиспаст к этому времени должен быть уже готов, чтобы его оставалось только прицепить к переправе. Когда переправа будет по максимуму натянута, ее следует закрепить держащим пруссиком (лучше двойным), узлами Гарда или просто обернуть вокруг ствола и держать (можно одному).
  • Полиспаст крепится к переправе только двойным пруссиком или шантом. Ни в коем случае нельзя использовать жумар в качестве тянущего узла, даже если вы тянете веревки по одной. В качестве тянущего узла рекомендуется вязать косой схватывающий или узел Бахмана - его проще двигать по веревке, он меньше затягивается.
  • Тянущий узел задвигается настолько далеко от точки, насколько можно дотянуться. Если переправа не закреплена надежно, не стоит ее нагружать, чтобы продвинуть узел. Чем больше ход полиспаста, тем меньше тратите времени на перезарядки.
  • Теперь всеми усилиями группы тянем полиспаст. Стоит следить, чтобы веревки натягивались равномерно, чтобы одна веревка не провисала относительно другой. Особенно это важно при работе с шантом.
  • Если полиспаст уже полностью выбран и его надо перезарядить, закрепите переправу, а затем передвигайте шант/тянущий узел. Стоит обратить внимание, что при последнем ходе полиспаста у вас не должно оставаться слишком много слабины. Для этого в конце работы подгадайте расстояние между тянущим узлом и точкой так, чтобы тянущий узел максимально приблизился к точке. Держащий пруссик должен быть максимально коротким. Здесь перед ним имеет преимущество узел Гарда - он ближе к точке. В то же время его надо разбирать до того, как вы закрепите переправу.
  • Когда переправа будет натянута по максимуму (больше нет сил или не хватает длины веревки или она уже звенит, как струна или вы боитесь, что она оборвется), закрепите тянущий элемент (хвост полиспаста заведите вокруг ствола). Следите, чтобы этот хвост не защемил свободные концы переправы - они вам сейчас будут нужны. Оставьте еще 5см хода полиспаста для последнего рывка.
  • Теперь вам надо обернуть концы веревок вокруг ствола и завязать восьмерки так, чтобы застегнуть карабинную удавку с минимальным провисом веревок.
  • Когда завяжете узел, еще раз дерните полиспаст, чтобы карабин можно было зацепить за обе веревки.

Achtung!!!

Если вы тянете веревки по одной, то оба "удавочных" карабина должны цепляться за обе веревки, иначе вы рискуете не сдернуть переправу с целевого берега.

Меры безопасности при наведении переправы

При работе с полиспастом и сильном натяжении веревки сразу вспоминается инцидент, происшедший в а/л Ак-Тру (Горный Алтай, Курайский р-н, СЧХ). Подробности в статье Искалечили и бросили на сайте www.mountain.ru.

Работа допкускается только в касках и рукавицах. Все каски должны быть пристрахованы к ИСС. Работа на самостраховке.

Запрыгивание на переправу

Это упражнение следует выполнить отдельно. Это самый трудоемкий из всех приемов движения по переправе. Часто приходится тянуть переправу как можно выше, чтобы участник с учетом провиса не доставал до воды. Чтобы отработать прием, сначала натяните переправу коротенькую, на уровне груди самого низкого участника.

Упражнение 1. Пристегивание к переправе с земли

Сделайте точку. Вспоминаем золотое правило: самостраховка пристегивается в первую очередь, отстегивается - в последнюю. Тогда точно не ошибетесь. Исходное положение участника - на земле на самостраховке. В поясе и коротком усе - широкие карабины. Оба не автоматы. Участник сначала пристегивает ус, а потом - грузовой карабин. Любым способом, может даже сесть верхом на переправу. Когда все карабины будут замуфтованы, участник свешиается и отпускает руки. Самостраховку от точки теперь можно отстегнуть. Затем участникпроползает по переправет 2-3 метра и начинает цеплять головой за землю. Остальные поднимают переправу руками, как штангу. Это очень неудобно, когда переправа натянута на уровне груди. Легче, когда на уровне подбородка. Но и спины тоже хочется поберечь. Чтобы отцепиться, можно снова сесть на переправу верхом и отщелкнуть грудной карабин. Тяжело. Но ничего не поделаешь.

Упражнение 2. Запрыгивание на высокую переправу

Натяните переправу длиной 18-20м по полной программе, желательно над водой, чтобы по ней можно было ползать весь день, а она не провисла. Выстоу подберите так, чтобы она была гарантированно выше роста, до нее было бы тяжело достать руками, но каждый мог достать ее в прыжке, как перекладину. Низкорослых можно подсадить. Пока никаких стремян не делаем.

Вспоминаем, почему неудобно спать на потолке. Одеяло падает. Не пробовали? Одеяло падает, а вы остаетесь лежать на потолке без одеяла. Вы не падаете следом за ним на пол. Теперь будем учиться верховой езде. Предположим, у вас на потолке стоит лошадь. Она на пол не падает. А вы падаете, как одеяло. Лошадь стоит вниз головой. А вам надо сесть на нее верхом. Обычно мы становимся одной ногой в стремя, рукой дердимся за седло или за саму лошадь, а потом садимся. И в нашем случае тоже надо держаться за нашу лошадь одной ногой и одной рукой. Вот мы подпрыгнули и повисли. Распишем алгоритм каждого участника, взятого отдельно.

  • И.п. - участник на берегу, на самостраховке. Над ним натянута переправа.
  • Участник размещает на себе железо заранее, чтобы все карабины можно было вщелкивать в переправу ударом защелкой об веревку. Все лишнее из рабочей области необходимо убрать, чтобы вам ничего не мешало! Итак, у вас один широкий карабин в поясе (грузовой), другой - в коротком усе. Оба широкой частью от обвязки. Грузовой карабин рекомендуется встегивать защелкой влево. Если у вас ничего нигде не запутывается, вы готовы запрыгивать на переправу.
  • Участник подпрыгивает и повисает двумя руками на переправе, как на перекладине. Расстояние между деревом и руками должно быть примерно с его рост, чтобы он мог закинуть ноги в этот промежуток. Теперь надо перехватиться руками так, чтобы повиснуть спиной к реке, лицом к дереву (одну руку прямым хватом, другую - обратным). Теперь вспоминаем, для чего мы качали пресс. Закидываем левую ногу на переправу, цепляемся не щиколоткой, а голенью, чтобы нога лежала икроножной мышцей, под углом градусов 30 к переправе. Точно также цепляемся за переправу левой рукой, чтобы веревка была под локтем. В этом положении вы долго не провисите - вам нужно как можно быстрее с этим положением расстаться.
  • Далее участник берет правой рукой тыльную часть грузового карабина и, если все заранее подготовлено, вщелкивает его сразу в обе веревки (под весом участника они сойдутся, даже если у точки немного расходятся), ударяя защелкой о переправу. Теперь можно перенести вес на карабин. Но все же рекомендую его сначала замуфтовать. Если вы используете карабин "Манарага", не затягивайте муфту до упора! Потом не открутите. Когда карабин замуфтован, пристегивайте короткий ус ближе к голове, чтобы он не тащился за вами и не путался в ногах.
  • Участник готов к переправе. Теперь в него надо встегнуть веревку сопровождения (это можно сделать и до запрыгивания на переправу, но в этом есть свои недостатки, см. следующую главу) и отцепить длинный ус от точки на берегу. Он может спокойно болтаться внизу, если вы уверены, что он ни за что не зацепится.
  • Теперь надо спрыгнуть с переправы. Нам никто не дает гарантии, что мы, стоя на земле, дотянемся коротким усом до переправы. Поэтому, если мы его не отцепим заранее, мы можем на нем повиснуть. Первым делом пристегиваем длинный ус к точке на берегу. Затем отстегиваем веревку сопровождения и вешаем ее вместе с карабином на переправу.
  • Прежде чем убирать нагрузку с карабинов, их следует размуфтовать!Под нагрузкой карабины немного разгибаются (на 1мм), нагружая крюк или key-lock под защелкой. Муфта высвобождается, и вы ее можете закрутить сильнее. На буржуйских карабинах муфта не касается крюка в своем крайнем положении, на "Манарагах" она упирается в него. Когда вы снимаете нагрузку, карабин принимает исходную форму, муфта зажимается, и ее часто нельза открутить даже плоскогубцами.
  • Сначала отцепляем короткий ус, чтобы на нем случайно не повиснуть и не запрыгивать снова. Затем надо зацепиться левыми рукой и ногой за переправу, чтобы голень и предплечие были максимально вдоль переправы, можно даже кистью ухватиться на нее, и притянуть пояс к переправе. Теперь правой рукой отцепляем карабин, не расслабляя спину. Притягиваться надо как можно выше, чтобы карабин не цеплялся крюком за веревки и не создавал лишних проблем. Если на стартовом берегу все было сделано правильно, вам не придется висеть на локте и колене больше 3 секунд.
  • отцепили грузовой карабин, взялись правой рукой за переправу и отпустили ногу. Повисели, посмотрели, под ноги и спрыгнули.

После 4-5 запрыгиваний у вас будут синяки под коленями и локтями. Будьте к этому морально готовы!

Движение по переправе. Работа с веревкой сопровождения.

Веревка сопровождения (далее - трамвайчик) прицепляется отдельным карабином непосредственно к участнику, чтобе го можно было вытащить, если с ним что-то случится. Конец трамвайчика должен быть закреплен независимо от переправы (т.е. если переправа оборвется, трамвайчик останется закрепленным на берегу). На разных соревнованиях требования к трамвайчику разные. Остановимся на том, что если вы вытягиваете с целевого берега участника за трамвайчик, то вы должны организовать ему сопровождение и со стартового берега. С точки зрения безопасности трамвайчик нужен с обеих берегов. Выдается трамвайчик руками, обязательно двумя. Тот, кто выдает трамвайчик, ничем другим не занимается. Обычно он сильно провисает и болтается в воде, есть риск, что его зацепит какой-нибудь камень. Держать его внатяг удается не всегда, тк веревка достаточно тяжелая, особенно когда намокнет. Отцеплять участника от точки на берегу можно только тогда, когда трамвайчик в него уже встегнут. Отцеплять трамвайчик можно только после постановки участника на самостраховку на целевом берегу. Тогда участник гарантированно никуда не уедет. Если вы пристегиваете/отстегиваете трамвайчик, когда участник висит на переправе, он может это сделать сам. Если он стоит на берегу, то есть риск сдернуть его за трамвайчик, насколько позволяет самостраховка. Также стоит отметить, что если вы не достаете до переправы с земли, вряд ли вы сможете прицепить к ней карабин. За трамвайчик также переправляют рюкзаки и снаряжение. Через каждые 2-3 ходки трамвайчика рекомендуется переправлять широкие карабины, если их в группе недостаток, с целевого берега на стартовый.

Приучайтесь при движении переправы работать всеми четырьмя конечностями. Руками вы тянете себя, ногами толкаетесь от веревки сводами стоп. Не надо закидывать ноги на веревку икроножными мышцами, голеностопами и прочими анатомическими элементами - это вам сил и скорости не прибавит.

Трамвайчика должно хватать вдвое. Когда последний участник уходит с целевого берега, он выбирает трамвайчик, чтобы его сопровождали с целевого берега, а запас веревки был чуть больше длины переправы. Конец трамвайчика пристегивается отдельным карабином к карабинной удавке переправы, желательно не в карабин, а в узел, чтбы при сдергивании карабин не разворачивало. Свободный хвост кладется аккуратно, чтобы он не запутался. Последний участник должен сам отцепить самостраховку, разобрать точку на стартовом берегу (обычно это делается за одну элементарную операцию, подумайте, как), и движется на целевой берег. Как только он отцепилсяот переправы, группа развязывает штык, развязывает все концевые узлы и тянет за трамвайчик, сдергивая переправу. Последний уходящий со стартового берега должен проследить, чтобы никакие свободные концы ни за что не цеплялись и не мешали сдергивать переправу.

Упражнение 3. Работа с веревкой сопровождения

Упражнение проводится на переправе над водой без сдергивания - вы потратили слишком много сил на наведение переправы. Ее сдерните, когда пройдете по ней последний раз.

  • Исходное положение - участники на стартовом берегу. Точки на целевом берегу нет. Конечное - группа на целевом берегу. Веревка на сдергивание готова. Точку забрали.
  • Первый участник пристегивает к себе трамвай стоя на берегу. Затем запрыгивает на переправу.
  • Как только первый участник встегнул все карабины в переправу, его отцепляют от точки, и он начинает движение по переправе.
  • Придя нацелевой берег, первый участник делает точку, становится на самостраховку, отцепляет трамвайчик вместе с карабином, вешает его на в точку, затем спрыгивает вниз. Как только он отцепился от переправы, следующий начинает запрыгивать. В него к тому моменту уже должна быть встегнута середина трамвайчика. Оба конца закреплены.
  • Второй участник, по прибытии на целевой берег, первым делом кидает длинный ус первому, чтобы тот поставил его на самостраховку. Затем он отцепляет трамвайчик вместе с карабином и вешает его на переправу. На стартовом берегутрамвай выбирают. В это время второй участник спрыгивает с переправы. Первый участник может частично вытягивать второго за свой трамвайчик.
  • Последний действует, как описано выше.
  • Затем группа выполняет это же упражнение в обратном направлении, при этом каждый участник должен попробовать себя и первым, и последним.

Упражнение 4. Сдергивание переправы

Упражнение выполняется на отдельной переправе, длиной около 10м, натянутой руками или на один ход полиспаста. Если наведение далось группе плохо - над водой по полной программе!

  • Упражнение выполняется по аналогии с упр. 3
  • По прибытии на целевой берег всей группы штык развязывается, переправа сдергивается. Для команды в 6 чел время выполнения упражнения - 20 минут. Для 10 человек - 30 минут.
Сайт управляется системой uCoz