ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

<< - Пер. Сухорукова Оглавление Пер.Кара-Тюрек - >>

Наводнение на озере Дорошколь

День 11. 7 августа

Озеро Дорошколь (встречаются названия Дарашколь, Дарошколь) считается самым красивым озером Алтая, и посмотреть на него стоит, даже если вы не хотите пройти перевалы, расположенные над ним, хотя вокруг него сосредоточены перевалы сложностью от некатегорийных, по которым можно проехать на лошади, до 2А. Также мимо озера проходит маршрут из Мультинского заповедника, славящегося красивыми озерами и довольно простыми перевалами, к Белухинскому узлу. Мультинский узел описан во многих отчетах,опубликованных на сайте www.mountain.ru и хорош для семейного отдыха, но там довольно строгие и дорогие с финансовой точки зрения правила посещения заповедника, а также много следов человеческой деятельности.

Озеро Дорошколь расположено в истоках реки Йолдо-Айры на высоте 2600м (см. фото). По правому берегу реки ведет тропа, с 2003 года - прерывемая выбросами вследствие землетрясения. На тропе каждые 500 м стоянки в приятном кедровом лесу. Само озеро окружено бараньими лбами, поросшими кедрами. На севере от озера идут небольшие ущелья к перевалам Кульдора Восточный (1Б) и Западный (2А), с юга над озером возвышаются два скальных пика высотой около 3000м каждый, вокруг которых идут тропы к ледникам Немыцкого и Йолдо-Айры. В наши планы входило пройти уже хоженные в 2002 году перевалы Йолдо-Айры западный, центральный и Восточный, пер. Проходной и Немыцкого, все 1А, снежно-ледовые, и вернуться к оз. Дорошколь. Кольцо полностью проходится меньше, чем за два дня и требует минимальных навыков хождения в кошках и самозадержания на снегу и льду. Местами есть необхожимость пройти закрытую часть ледника Йолдо-Айры в связках (между пер. Йолдо-Айры центральный и восточный).

7 августа в 8 утра, дождавшись исчезновения низкой облачности выше Кучерлинского озера, группа снялась с лагеря. Вчера была дневка, мы взяли часть заброски и привели себя в порядок. Желания идти с рюкзаками по тропе вдоль озера после штурма пер. Рижского у нас не было, и мы взяли на базе лодку, которая довезла нас с рюкзаками до самого верха озера. За 2 рейса отдали 2000 рублей. Выше озера река Кони-Айры сильно набирает высоту, уклон, под которым она течет, виден неворуженным глазом. Здесь много безлюдных стоянок, и, если бы мы не были привязаны заброской к турбазе, мы бы остановились здесь. Тропа довольно комфортная, широкая. Лошади здесь не ходят. Местами приходится идти по курумнику.

В 2 часа дня тропа вывела нас к берегу широко разлившейся реки. Через первую протоку лежит толстое бревно. Нам предстоит перейти реку вброд к водопаду Йолдо-Айры, что на противоположном берегу реки. Переправа довольно простая, и ее преодолеть можно без особых трудностей в любое время суток, даже поздним вечером. Глубина не больше, чем по колено (для человека ростом 160-180 см), течение несильное. Разбившись на группы по 3 человека, мы перешли реку "стенками". Здесь тропа раздваивается: вверх по Кони-Айры, вдоль берега (если стоять спиной к переправе - налево) и в долину Йолдо-Айры, к водопаду (строго направо).

Здесь мы встретили несколько групп, которые, в основном, просто идут посмотреть на озеро, пожить там 2-3 дня и вернуться. Мы не знали, что нас тоже ждала именно такая участь. При подъеме по тропе нам встретился скальный обвал: хорошо проторенная тропа, по которой, теоретически, можно проехать на велосипеде или мотоцикле, упирается в скалу и продолжается тремя метрами выше. Видимо, в 2003 году скала обрушилась, об этом говорят и многочисленные поваленные деревья. Повесили веревку и поднялись спортивным способом. Дальше тропа приняла "товарный" вид. На часах 15:00, остановились на обед. Речка Йолдо-Айры выше водопада показалась здесь довольно мелкой, по камням ее можно полностью перейти. С реки открывается вид на нашу переправу и широко разлившуюся р. Кони-Айры. С дровами здесь проблем нет, и поэтому обед вскоре был готов. Сегодня надо дойти до озера, а иногда хочется остановиться и просто побыть здесь, никуда не торопясь. Единственное, что могло ускорить группу - это убеждение, что озеро на порядок красивее.

Переход к озеру занял у нас 3 часа. Каждый привал представлял собой отдельную фотосессию. Дошли до озера, перешли вброд приток Йолдо-Айры, вдоль которого мы планировали послезавтра спуститься к озеру. Здесь начинается редколесье из довольно старых кедров, под ногами - карликовая береза. Можно встать лагерем здесь. Этот вариант подходит тем, кто сoбирается идти перевалы Кульдора - утром здесь можно перебродить реку, вытекающую из озера. На противоположном берегу стояла группа, спустившаяся оттуда. Посреди озера с юга выступает мыс из бараньих лбов, поросших кедрами. Мы стояли на нем в 2002 году и сейчас решили дойти до него. Тропа к нему идет вдоль озера и, не доходя 200м подходит к скальной полке крутизной около 40град. Местные повесили здесь веревку, которая уже перетерлась и вот-вот порвется. Мы повесили два коридора и без особых задержек поднялись наверх (к сожалению, у нас не было хвоста, который мы могли бы оставить здесь). Вот и мыс. На нем стоит лагерь. Принято решение встать рядом с мысом, устроить художественную фотосессию, достать, проверить и при необходимости подогнать ледовое снаряжение - мы еще не знали, какой сюрприз нам поднесет погода в течение трех дней.

День 12. 8 августа

На следующее утро нас разбудил дождь. Он не барабанил по палатке, а лил струей. Это было хорошее испытание для палаток. В этот день было принято решение отсиживаться, так как один запасной день у нас был. Все перебегали из палатки в палатку, готовили еду на газу и не казали носа под дождь. Уровень воды в озере поднялся метра на полтора. На северном берегу озера появились новые водопады. Ни один лагерь с места не сдвинулся.

День 13. 9 августа

Вчера мы все вспомнили и отлично исполнили наставление нашего инструктора Василия Вакулюка: "Надо полежать". Дождь не прекратился, а только немного утих. Но, тем не менее, принято решение идти, ибо просидеть так можно до скончания века. Собрали лагерь и в начале 9-ого часа пошли вверх по долине вдоль озера.

К нашему удивлению, уровень воды в озере за ночь поднялся еще выше, и нам пришлось обходить затопленные участки тропы по мокрой осыпи, местами даже провешивая веревки. И то расстояние, которое мы в 2002 году прошли за час, сегодня мы преодолели за 5 часов!!! Если срезать 3 перевала, мы успеем втянуться в график. Да и без этого успеем, как только мы пройдем водопад, низвергающийся из-под перевала Стрела (1Б, соедияет долины Йолдо-Айры и Тегеек), пойдем уже быстрее. Но участники отстают, группа растягивается. Когда мы дошли до подъема к леднику, до водопада оставалось меньше километра, но уровень воды продолжал подниматься, навстречу нам шло облако, и видимость через 2км пути снизится до нуля. Можно поставить экстремальный лагерь и ждать еще день, два на мокрых камнях, можно пойти по азимуту, так как дорога на все перевалы была знакома, но какой ценой? Принято решение идти обратно к мысу, потеряв еще день. Завтра, если погода позволит, пробежим без рюкзаков два перевала из пяти, следуя аварийному графику. Когда группа собралась, перешли одну из проток и пошли к озеру по островку. Шли почти до самого озера, но для перехода обратно на берег места не нашли - ту же протоку, которая час назад была глубиной по колено, теперь можно только переплыть! И мы пошли боратно, чтобы хоть как-то вернуться на материк. Но и тут природа не пошла нам навстречу - брод полностью затопило, и при переправе участники переходили по торчащим из воды камням. Камни опрокидывались, участники падали, многие просто показывали чудеса эквилибристики. Мы буквально за шиворот вытаскивали друг друга из воды. Вышли на сушу без травм, но... утопили ледорубы! Теперь у нас на три ледоруба меньше, и идти на лед с недостающим снаряжением - дело рискованное. К лагерю вернулись засветло, местами шли по пояс в воде. Ни о чем другом уже не думали. Более подробно про путешествие по воде можно прочитать в заметках летописца.

День 14. 10 августа

На следующий день погода не порадовала нас ничем, кроме выпавшего средь бела дня снега. Собрав в кулак силы, мы таки развели костер и устроили глобальную сушку одежды. Завтра вечером нам снова надо быть на Кучерлинском озере, быстро брать заброску и двигать дальше - дневки там не запланировано. А по графику мы должны быть уже на Аккеме - потеряно два дня из-за непогоды. Солнце появилось только под вечер, да и группа пришла в себя. Устроили фотосессию заснеженных гор и обсуждали планы на завтра. Еды оставалось только на один день и каким-то чудом сверх того был сэкономлен один завтрак - если за завтра не дойдем.

День 15. 11 августа

Наутро следующего дня неспеша простились с гостеприимным озером Дорошколь и пошли по уже знакомой нам тропе обратно к Кучерлинскому озеру, где нас ждала последняя заброска. К переправе через Кони-Айры подошли в 5 вечера. Вода теплая, дождевая, но уровень высок. Ждать до завтра или идти сейчас? Усталых девушек было жалко. Но гарантии, что утром уровень воды будет ниже тоже нет - пойдет дождь, и еще сильнее затопит. Точно так же, тремя стенками, перешли реку и бегом ломанулись к Кучерлинскому озеру. Пришли уже в сумерках. Периодичесик решали тактические задачки о переправах бо бревнам - все хорошие места затопило, надо искать новые. Встали лагерем там, где начинается тропа на пер. Рижский. Уже поставившие лагерь литовцы напоили нас горячим чаем и предоставили свой костер. Они тоже спустились с оз. Дорошколь и оставили под перевалом МРИЯ (2А) две веревки. Принято решение встать с рассветом, натощак собраться и бежать вниз вдоль озера к заброске, а потом уже завтракать, отсыпаться, досушиваться и разбирать заброску. Дневка после такой непогоды просто необходима. Все хорошо, жаль, что баня нам на этот раз не досталась.

День 16. 12 августа

Дневка на Кучерлинском озере. Взятие оставшейся заброски

Как нам сообщили уже в Москве, во время наводнения на Катуни погибло 7 водных туристов